Проект «Успешное чтение — залог успеха в обучении»

Проект «Успешное чтение – залог успеха в обучении»

В рамках проекта  «Библиотечный  информационно – профориентационный    центр   — как  ресурс развития школы»

 

Анализ результатов работы по реализации проекта «Успешное чтение — залог успеха в обучении» Август – февраль 2019 – 2020 г

 

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Наименование проекта «Успешное чтение – залог успеха в обучении»
Участники проекта Дошкольники

Обучающиеся

Педагоги

Классные руководители

Исполнители проекта Воспитатели ГПК

Учителя – предметники

Учителя начальной школы

Классные руководители

Сроки реализации проекта Сентябрь 2019 – май 2020
Проблема Низкий уровень  владения читательской грамотностью, низкое качество обучения учащихся вследствие отсутствия  системного подхода к обучению чтению с пониманием.
Основные идеи проекта

 

Чтение  —  это составная часть решения проблемы качества образования.

Чтение — это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни.

Продукт  проекта Система учебно-воспитательной работы по     развитию читательской грамотности как условие успешного обучения.

                                         Раздел   II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

                                                   Актуальность проекта:

            Тема чтения  на сегодняшний день очень актуальна. Мы живём в очень не простое время. Объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии. Подобные тенденции в современном информационном обществе приводят к тому, что к человеку нашего времени выдвигаются повышенные требования, касающиеся его способности работать с информацией, немалая часть которой поступает к нам путем чтения. Поскольку уменьшить поток информации мы не в силах, значит, необходимо увеличить скорость восприятия этой информации, ее переработки. Умение быстро и, главное, эффективно читать, постепенно превращается в одно из требований, необходимых в современном мире. Но мы всё чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг, кроме учебников. Это вызывает серьёзную тревогу.

Необходимость разработки про­екта обу­словлена необходимостью преодоления так называемого кризиса чтения, определяемого сегодня в качестве одной из тревожных общемировых тенденций.

Ежегодный мониторинг уровня сформированности техники чтения учащихся нашей школы, важными  показателями которого являются не только скорость, но и осознанность, выявил проблему снижения показателей техники чтения при переходе учащихся с уровня начального образования на уровень основного общего. Эта проблема отражена в анализе работы школы за 2018-2019 учебный год: по результатам входного контроля была отмечена негативная тенденция снижения показателей ТЧ в  среднем звене, в течение года ее удалось значительно преодолеть, однако она сохраняется. Особенно важен показатель осознанности, который влияет на выполнение заданий итоговой аттестации, связанных с проверкой уровня сформированности коммуникативных компетенций: понимание текста,  нахождение главной мысли, формулировка ее. Совершенствование техники чтения как ведущей метапредметной компетенции учащихся — задача не только учителей начальной школы и русского языка, но и всего коллектива педагогов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Снижения уровня сформированности одной из основных метапредметных компетенции – техники чтения, уровня читательской грамотности,  предполагающей использование различных видов чтения для работы с художественным и учебным текстом, для его понимания, осмысления влияет на     качество образования.

Как показывает анализ выполнения определенных заданий тестов ГИА и ЕГЭ по русскому языку, на результаты итоговой аттестации учащихся 9 и 11-х классов: наибольшие затруднения вызывает выполнение заданий, проверяющих владение грамматическими и лексическими нормами, уровень коммуникативных компетенций: нахождение главной информации текста, логическое построение текста, осмысление содержания текста и понимание его проблемы, формулировка выявленной проблемы, создание собственного текста. Таким образом, указанные задания  ориентированы  на проверку умения проводить лексический анализ слова в контексте, умение адекватно понимать письменную речь других людей, то есть непосредственно связано с уровнем развития читательской грамотности и речевого развития современного школьника в целом.

Плохое чтение  влечёт за собой почти все беды школьной системы, то есть скорость и осознанность чтения являются самыми важными факторами из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивости, удовольствия от чтения книг.

Кроме того, проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной в связи с введением в 2014-2015 учебном итогового сочинения как условия допуска к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ в 11 классе). Именно «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста итогового сочинения.

           Административный анализ образовательных результатов учащихся показал, что в учебно-воспитательном процессе школы отсутствует понимание приобщения к чтению как общепедагогической задачи, как и недооценивается возможность предметной интеграции и воспитательной деятельности образовательного учреждения. А имеющиеся педагогические технологии не всегда эффективно позволяют решать проблему приобщения к чтению детей с разным уровнем мотивации. Традиционных методических ресурсов уже недостаточно, поэтому необходимо создать систему социально-педагогического сопровождения приобщения к чтению современных школьников.

 Цель проекта: Повышение качества образования через  создание в школе единого образовательного пространства, способствующего  развитию и поддержанию интереса к чтению на основе обучения и воспитания учащихся.

Задачи проекта:

  • повысить мотивацию обучающихся к чтению (читательскую активность) за счет предостав­ления широкого и разнообразного поля возмож­ностей знакомства с книгой и другими источниками информации;
  • определить основные направления развития читательской грамотности на всех уровнях обучения;
  • работать над скоростью чтения, доводить ее по возможности до динамического чтения;
  • создать на уровне школы жизнеспособную систему, в рамках которой бы действовали единые подходы, требования, методы, инструменты по формированию и мониторингу читательской грамотности как залога успешности выпускников школы;
  • воспитывать гражданские чувства, обусловлен­ные осознанием мощного потенциала книги и чтения;
  • обеспечить информационное и методическое сопровождение педагогов по данному вопросу  в рамках постояннодействующего семинара и др.

Срок реализации проекта: 2019-2020 учебный год.

Участники проекта: учащиеся 1-11 классов, учителя-предметники, классные руководители.

Этапы реализации проекта:

І  этап  — Подготовительный этап (июнь 2019 г. – август 2019 г.)

ІІ этап  — Практический этап (сентябрь  2019 г. – апрель 2020 г.)

ІІІ этап — Рефлексивный этап (май – июнь  2020 г.)

Ожидаемые результаты проекта:

На уровне личностного роста обучающихся:

  • рост мотивации к чтению.

На уровне образовательных достижений школьников:

  • овладение и развитие   навыков читательской грамотности как важнейшее условие  успешного обучения в школе по всем предметам;
  • умение организовывать учебно-познавательную и собственную досуговую деятельность на основе чтения.

На уровне роста профессионально-педагогического потенциала коллектива школы:

  • овладение новыми формами, методами, педагогическими технологиями формирования читательской компетентности и информационной культуры школьников.

Методики для оценки уровня сформированности читательской грамотности:

— «Тест грамотности чтения художественных текстов», цель которой выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников;

— «Тест на оценку сформированности навыков чтения» (познавательные  УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой);

-Методика оценки читательской грамотности учащихся основной школы (5-8 класс)

— Анкета «Хороший ли я читатель?», позволяющая увидеть уровень самооценки учащихся.

Описание основных мероприятий проекта:

Задачу приобщения современных школьников к чтению педагогический коллектив нашей школы рассматривает как составную часть решения проблемы качества общего образования. Разработка  проекта осуществляется  в рамках школьной учебно-воспитательной системы и служит для формирования читательской компетентности учащихся в образовательной деятельности школы.

Успешность обучения в школе тесно связана с осознанием обучающимися ценности чтения и активной читательской деятельностью. Накопление читательского опыта может и должно рассматриваться как личностно значимый результат, определяющий в том числе и дальнейшую профессиональную востребованность человека, его признание в обществе.

Качество школьного образования и достижение высоких образовательных результатов определяются сегодня не только суммой предметных знаний, но и читательской компетентностью школьника, способностью самостоятельно находить, анализировать и систематизировать информацию из разных источников, делать выводы и обобщения, использовать чтение как мощнейший институт самообразования и самовоспитания.

Особенности проекта:

        Мы предлагаем систему учебно-воспитательной работы по формированию грамотного читателя как основного фактора успешного обучения  школьников.         Если      цель  школьного обучения        —    формирование успешности      каждого       ученика,   то  формирование читательской грамотности ­­- это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Только система работы школы по формированию читательской грамотности на всех уровнях обучения способна решать указанные  выше проблемы.

        Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп умений.

                В Стандартах второго поколения (ФГОС) и в начальной, и в основной школе очень подробно расписаны составляющие  этих  групп.  И  для  того,  чтобы  каждый  ребенок   владел   всеми   этими   умениями,   учитель    должен    знать, как  и  чем формировать  их  у  школьников.

  Для формирования  читательской  грамотности  сегодня  существуют  стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами. Поэтому при проведении урочной деятельности независимо от предмета педагогам необходимо активно использовать указанные техники.

 Стратегии работы с текстом – «это закономерность в принятии решений в  ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала, набор действий, которые использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности. В случае успеха учащийся  запоминает  способ,  переносит  его  в другие  ситуации, делает универсальным».

 Техники        активно-продуктивного                               чтения        основаны                   на естественной возможности детей быстро  усваивать  большие  порции  информации,  это  ряд  технологических   приемов,   направленных   на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется        целый      комплекс  учебных     задач,     сочетающих     в    себе приемы  всех  уровней.  Результатом  такой  работы  является  ученический  продукт        в     виде       выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

В учебной деятельности ученики сталкиваются не только с текстами книг (сплошными текстами),     часто     им     приходится        работать      и   с   не сплошными текстами: формулами, диаграммами, таблицами, графиками, картинками. И здесь на помощь приходят алгоритмы работы с не сплошными текстами  – наиболее  сложный  вид  работы.

        Дополнением к созданию условий по формированию читательских умений у обучающихся на уроках будет использование техники формирующего оценивания, которые помогают педагогам учитывать индивидуальные особенности детей, а ученикам — сформировать навыки самостоятельного обучения и направлены на повышение учебных достижений учащихся. Чтение, или по-другому работа с информацией, лежит в основе формирования любых УУД.

           При формировании базисного учебного плана широко используются часы участников образовательных отношений   для введения новых курсов, предметов, факультативов, направленных на развитие читательской грамотности, эти предметы были представлены на выбор учащимся в мае и будут изучаться в составе смешанных групп на параллели, что позволит формировать благоприятные межличностные отношения у обучающихся. В качестве социальных партнеров для преподавания спецкурсов или элективных курсов можно приглашать преподавателей  высших учебных заведений.

Для того чтобы указанные выше технологии активно внедрялись и использовались   в   урочной   деятельности, планируется проведение обучающих семинаров,
практикумов  и мастер-классов для педагогов школы. И здесь важно активно использовать имеющийся положительный опыт других образовательных организаций, института повышения квалификации педагогических работников и др.

В рамках, имеющихся в школе условий, будет создано единое образовательное  пространство, способствующее  развитию и поддержанию интереса к чтению, в котором читательская грамотность является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка. Эмоциональная привлекательность такой среды определяется рядом общезначимых факторов, среди которых особое значение придается организации внеаудиторной занятости обучающихся, широким спектром предложений для досуговой деятельности и доступностью различных источников информации внутри образовательного учреждения.

  Составляющие образовательного пространства Содержание Цели
1. Урочная деятельность Обучение грамоте Овладение базовым умением
Совершенствование навыков  чтения Развитие сознательности, беглости, правильности и выразительности чтения
Самостоятельная текстовая деятельность Овладение различными способами работы с текстами
Уроки внеклассного чтения Расширение круга чтения, популяризация современной литературы
2. Внеурочная деятельность ·      Пресс-центр «Школьная планета»;

·      ЭК «Читательская грамотность» 9 класс;

·      Проектно-исследовательская деятельность («Актуальна ли сегодня классика», «Компьютер или книга?» и др);

 

 

 

·      Библиотечные уроки «За страницами учебника»;

·      Курсы ВД «Учимся учиться и действовать»; «Смысловое чтение и работа с текстом»;

·      Клуб «Книголюб»;

·      Театр «Петрушка»;

·

Активизация читательской деятельности учащихся, формирование умений отбора и систематизации информации, навыка публичного выступления, презентации собственной работы учащихся
3 Воспитательные мероприятия

 

Литературный квест «Чтение с увлечением»:

·      Конкурс чтецов;

·      Презентация любимых книг;

·      Выставка иллюстраций к прочитанным книгам;

·      Акции

4. Развитие педагогических кадров Семинары, практикумы и мастер-классы «Эффективные приемы работы с текстом» Обмен опытом, повышение квалификации педагогов

                             Обязательным условием реализации проекта  является освоение педагогами приемов, способствующих развитию и поддержанию интереса к чтению, развитию читательской грамотности обучающихся. В связи с этим в рамках реализации проекта планируется организация повышения квалификации педагогических кадров через постоянно действующий  семинар, мастер-классы и курсы ПК.

 Календарный план реализации проекта

Этапы

проекта

Мероприятия

проекта

Сроки

 

Ожидаемые

результаты

1.

Подготовительный Постановка и актуализация проблемы, определение составляющих образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению. Разработка планов реализации проекта по этапам.

 

Изучение литературы, информирование педагогов о существующих  подходах к содержанию обучения, ориентированных на совершенствование  навыков грамотного чтения и развитие информационной грамотности.

 

Диагностика уровня грамотности чтения.

 

Разработка программ для реализации содержания проекта.

 

Согласование действий с социальными партнёрами  в рамках организации школьной читательской среды.

июнь — август

2019 г.

Оценка возможностей необходимых для создания школьной читательской среды.

 

 

 

 

 

Определение актива педагогов, мотивированных   на реализацию проекта.

 

 

 

 

 

 

Определение уровня грамотности чтения обучающихся.

 

Формирование пакета программ для реализации содержания проекта.

 

2.

Практический Создание образовательного пространства, способствующего  развитию и поддержанию интереса к чтению на основе обучения и воспитания учащихся.

 

 

Повышение уровня профессиональных знаний и компетенций педагогов.

Разработка методических материалов, диагностика уровня сформированности навыков чтения, фиксация  в учебной деятельности динамики развития навыка грамотного чтения.

 

 

 

 

 

Вовлечение обучающихся и их родителей в совместную деятельность по направлениям структуры проекта.

Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы при чтении и письме.

 

 

Реализация сотрудничества с социальными партнёрами

 

 

сентябрь

2019г-

апрель 2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация  программ урочной  деятельности, внеурочной деятельности и воспитательной программы школы

в рамках  проекта.

 

Освоение педагогами образовательных технологий, обеспечивающих возможности формирования грамотного чтения. Создание  методических разработок, диагностических карт обучающихся, фиксирующих динамику развития навыка грамотного чтения

 

Развитие читательской компетентности и творческих способностей обучающихся.

Обеспечение удовлетворения потребностей и запросов семьи при реализации направления проекта по развитию семейного чтения.

3.

Рефлексивный Оценка эффективности реализации проекта по  созданию образовательного пространства, способствующего  развитию и поддержанию интереса к чтению.

Анализ создания единой системы урочной, внеурочной и воспитательной работы по созданию школьной читательской среды.

 

май – июнь  2020г. Установление степени эффективности  реализации проекта, показателем которой будет являться уровень читательской компетентности  и информационной грамотности обучающихся.

Корректировка

проектной деятельности на основе установленной степени эффективности реализации школьного проекта.

Раздел   III. ОЦЕНКА РЕСУРСОВ

Ресурсное обеспечение проекта:
кадровое педагоги, подготовленные к работе  по организации урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации проекта
научно-методическое обучение педагогов на курсах повышения квалификации, формирование банка: учебных программ, элективных курсов, методических разработок мероприятий, программ внеурочной деятельности, форм работы с семьей
нормативно-правовое локальные акты, положения, регламентирующие деятельность  проекта
материально-техническое пополнение библиотечного фонда,  оборудование и расходные материалы для организации внеурочной деятельности
административное планирование, координация и контроль на всех этапах реализации проекта
информационное сайт школы, школьный пресс-центр, буклеты, публикации в методических сборниках и местных СМИ

Раздел IV. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

 

Критерий «Уровень грамотности чтения» (в соответствии с международной классификацией уровней грамотности чтения)

Высокий Соответствует 5-4 уровням грамотности чтения
Средний Соответствует 3-2 уровням грамотности чтения
Низкий Соответствует 1  уровню грамотности чтения

 

Критерий «Повышения статуса чтения»

Высокий От 80% до100% обучающихся регулярно посещают библиотеки
Средний От 50% до 79% обучающихся регулярно посещают библиотеки
Низкий От 0% до 49% обучающихся регулярно посещают библиотеки

 

Критерий «Овладение различными видами чтения»

Высокий Обучающийся владеет всеми основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, выразительным, рефлексивным.
Средний Обучающийся владеет  видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым.
Низкий Обучающийся владеет  видами чтения: ознакомительным, изучающим.

 

Критерий «Овладение различными типами чтения»

Высокий Обучающийся владеет всеми основными типами чтения: вслух, про себя, учебным, самостоятельным.
Средний Обучающийся владеет всеми основными типами чтения: вслух, про себя, учебным.
Низкий Обучающийся владеет всеми основными типами чтения: вслух, про себя.

 

Критерий «Позитивная динамика обученности ученика»

Высокий Имеет средний балл обученности от 3.9 до 5.0
Средний Имеет средний балл обученности от 3.4 до 3.8
Низкий Имеет средний балл обученности  до 3.3

 

Критерий «Воспитание читателя-школьника»

Высокий Педагог в системе использует на уроках педагогический и методический опыт в части воспитания читателя-школьника
Средний Педагог эпизодически использует на уроках педагогический и методический опыт в части воспитания читателя-школьника
Низкий Педагог не использует на уроках педагогический и методический опыт в части воспитания читателя-школьника

 

Критерий «Участие  в классных и общешкольных внеклассных мероприятиях»

Высокий  Обучающийся активно участвует в предложенных мероприятиях, предлагает сам сценарии их проведения, не боится выступать на публике, привлекает свою семью к мероприятию .
Средний  Обучающийся  участвует в предложенных мероприятиях только как исполнитель, способен  привлечь свою семью к  участию в мероприятиях.
Низкий  Обучающийся  не  участвует  или участвует в предложенных мероприятиях только после длительных уговоров, отказывается от публичных выступлений.

 

Критерий «Участие  в  исследовательской, проектной деятельности»

Высокий  Обучающийся активно участвует в  исследовательской, проектной деятельности, выбирает сам тему и самостоятельно  её разрабатывает, уверенно выступает на защите.
Средний  Обучающийся  участвует в  исследовательской, проектной деятельности,   разрабатывает предложенную педагогом тему,  достаточно уверенно выступает на защите.
Низкий Обучающийся  участвует в  исследовательской, проектной деятельности;  не проявляет самостоятельности в разработке предложенной  педагогом темы, неуверенно выступает на защите.

 

                                    Раздел V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Таким образом, реализация  проекта по созданию образовательного пространства, способствующего развитию и поддержанию интереса к чтению  будет способствовать приобщению обучающихся к чтению  как составной части решения проблемы качества общего образования. Системное чтение повысит читательскую активность за счет предостав­ления широкого и разнообразного поля возмож­ностей знакомства с книгой и другими источниками информации, расширит образовательную среду за счет соз­дания условий интенсификации процессов чтения, востребованности читательского опыта школьников. Мощный потенциал книги и чтения даст возможность повысить качество образования школьников.

                                     Основные риски проекта и пути их минимизации:

Риски Пути их минимизации
Внутреннее сопротивление педагогов школы Обучающие семинары, мониторинги, тренинги, мастер-классы
Недостаточная психологическая готовность и активность учащихся к участию в проекте Формирование личного портфолио, повышение мотивации к участию в проекте через усиление деятельностного  подхода, организации соревновательной среды, формирование положительного имиджа участвующих в проекте
Недостаточная поддержка и понимание проекта со стороны родителей Проведение разъяснительной работы (переговорные площадки, индивидуальные беседы, родительские собрания, родительский всеобуч)

Дата обновления страницы: 28.01.2021

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122