Уважаемые родители!
На базе МКОУ Покатеевской СОШ работает
«Консультационый пункт»
для родителей, чьи дети не посещают детское учреждение
Мы готовы ответить на вопросы, связанные с развитием и образованием Ваших детей, и оказать Вам консультативную помощь на безвозмездной основе. (БУКЛЕТ)
Услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка оказываются опытными и высококвалифицированными специалистами: методистами, учителями, воспитателями, психологами, социальными педагогами, логопедами и дефектологами.
Специалисты будут работать с Вами по Вашему запросу и по интересующей Вас тематике.
Вы можете оценить качество оказанной услуги: заполнив анкету при встрече со специалистом; направив отзыв через сайт Службы. (Анкета оценки удовлетворенности помощью специалистов службы консльтирования)
Нам важно Ваше мнение!
Мы надеемся на активное сотрудничество с Вами!
+7 (391) 6394212
Е-mail: karmyshova.svetlana@mail.ru
Организация деятельности «Консультационного пункта»:
Если ваш ребенок не посещает детский сад и у вас возникают вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка, то Вы можете обратиться в
«Консультационный пункт»
Информационный буклет для родителей
График работы консультационного пункта
План работы консультационного пункта
План работы 2021-2022 учебный год
Положение о консультационном пункте для родителей детей с ОВЗ
День недели |
специалисты/кабинеты часы приема и консультаций |
|||||
Педагог-психолог
(кабинет психолога) |
Педагог-дефектолог
(кабинет социального педагога) |
Логопед
(кабинет 1-01) |
Социальный педагог
(кабинет социального педагога) |
Фельдшер Покатеевского ФАПа (Покатеевский ФАП) |
Специалист по социальной работе (сельский совет) |
|
понедельник
|
10.00-12.00 | 13:00-13:50 | 10,00-11,00 | |||
вторник
|
13,30-14,30 | 10,00-11,00 | ||||
среда
|
13,30-14,30 | |||||
четверг
|
13,00-14,00 | |||||
пятница
|
13,00-14,00 | |||||
суббота | 10.00-12.00 | 11:00-11:50 |
Предварительная запись на консультацию к специалистам по телефону: 94-2-12
Деятельность | По какому вопросу обращаться | Кому обращаться |
Время работы |
Социальная и правовая защита детей | — организация питания детей; — занятость детей группы риска во вторую половину дня; — защита детей от насилия, как со стороны взрослых, так и детей (в школе, дома, на улице); — вопросы опеки и лишения родительских прав; — помощь в обеспечении одеждой, канцелярией и учебными пособиями для малообеспеченной категории детей |
Социальный педагог
Панасюк Ольга Николаевна
тел.: 8(39163) 94-2-12 E-mail: karmyshova.svetlana@mail.ru |
Среда
13,30-14,30
Пятница 13,00-14,00 |
Психолого-педагогическая помощь | — нарушения эмоционального состояния ребенка (частые изменения настроения, высокая тревожность, страхи, нарушения сна);
— нарушения поведения (агрессивность, непослушание, истерики); — проблемы обучения; — неуверенность в себе и проблемы самооценки; — проблемы во взаимоотношениях с родственниками, одноклассниками, учителями; — нарушения эмоционального состояния; — выбор жизненного пути; — адаптация |
Педагог-психолог Носова Любовь Николаевна тел.: 8(39163) 94-2-12 E-mail: karmyshova.svetlana@mail.ru
|
Понедельник 10.00-12.00
Пятница 10.00-12.00 |
Диагностика по запросу педагогов и родителей.
Выявление ближайшей зоны развития ребенка, составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы на каждого ребенка или на группу детей. Проведение групповых, индивидуальных занятий. Консультирование педагогов и родителей по интересующим вопросам. |
Педагог-дефектолог Панасюк Ольга Николаевна тел.: 8(39163) 94-2-12 E-mail: karmyshova.svetlana@mail.ru
|
Вторник
13,30-14,30
Четверг 13,00-14,00 |
|
Диагностико-аналитическая деятельность:
— проведение дифференциальной диагностики для определения типа нарушения; Коррекционно-развивающая деятельность: — осуществление коррекционного обучения детей с нарушениями речи; — реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи; — осуществление профилактики речевых нарушений. Социально-педагогическая деятельность: — установление контакта с родителями воспитанников, оказание им помощи в семейном воспитании; — оказание помощи в социализации детей. Консультативная деятельность: — консультирование родителей детей с отклонениями в речевом развитии, педагогов по проблемам обучения и развития. |
Логопед Носова Л.Н. тел.: 8(39163) 94-2-12 E-mail: karmyshova.svetlana@mail.ru
|
Понедельник 13:00-13:50
Пятница 11:00-11:50 |
Дефектолог |
Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог. А родителям детей, имеющих отклонения в развитии, пришлось тесно соприкоснуться с наукой дефектологией и познакомиться со специалистами этой области |
Дефектология – это наука, совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику. |
Дошкольный педагог-дефектолог — это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка. |
В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог. |
Основные формы работы-дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. |
Главная задача дефектолога — определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе. |
Цель коррекционно-развивающих занятий – конкретная помощь конкретному ребенку. |
Функции дефектолога |
· Проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития. Изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются, логопед, психолог, инструктор ЛФК, руководитель музыки, воспитатель.
· Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие. · Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста. Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций. Во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребенка! Конечно, не все дети нуждаются в услугах дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, не говоря о комплексных нарушениях, дефектолог в детском саду просто необходим. А родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. |
Советы родителям ребенка с особенным развитием |
Итак, диагноз установлен, и теперь перед родителями стоит ответственный выбор: определиться, какое детское учреждение будет посещать их ребёнок, чтобы его обучение и воспитание было адекватным его индивидуальным возможностям и способностям? Опыт показывает, что одинаковый по интенсивности стресс переживает большинство родителей, независимо от того, насколько тяжёлыми являются выявленные у ребёнка проблемы.
В головах родителей постоянно возникает мысль, что во всем виноват «ужасный диагноз», а ведь, по сути, он только отражает имеющиеся нарушения. И гораздо лучше знать установленный диагноз и иметь возможность своевременно решать выявленные проблемы теми способами, которые предлагают специалисты, чем игнорировать их, предполагая, что они сами собой исчезнут. · Какова же наиболее оптимальная тактика поведения родителей детей с проблемами в развитии после проведения комплексного обследования на заседании ПМПК? · Чего не следует делать родителям, находясь во власти негативных эмоций? · Каких результатов можно добиться, если учитывать индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии? |
1. Не бойтесь диагноза. Диагноз всего лишь констатация проблем медицинскими и психологическими терминами. Незнакомые термины часто звучат устрашающе — надо просто попросить специалистов объяснить вам все непонятные слова, и тогда окажется, что они обозначают только то, о чём вы давно знаете сами, и о чём вы только, что говорили на консультации.
2. Не принимайте важных решений в состоянии стресса. Практика показывает: хладнокровных родителей, эмоционально не реагирующих на оценку их ребёнка (а диагностика воспринимается как оценка, в каких бы терминах она ни формулировалась), просто не бывает. Более того, большинство их гораздо острее реагируют на оценку своего ребёнка, чем на оценку самих себя, и это естественно. Поэтому, признавая правомерность своих чувств, дайте им немного остыть и улечься. Отвлекитесь на время, займитесь чем-либо доставляющим вам удовольствие, обратите внимание на то, что жизнь продолжается и она по-прежнему привлекательна для вас и вашего ребенка. Если отвлечься не удаётся, если в голове все время «прокручиваются» мысли об «ужасной судьбе», о «страшном диагнозе», если эти мысли не позволяют сосредоточиться на текущих делах, мешают спать, попросите врача выписать вам успокоительное средство: такая «вышедшая из берегов» реакция принесет вред и вам, и ребёнку. Немного успокоившись, обратите своё внимание на ребёнка: он все тот же милый, родной и любимый, его достоинства не стали меньше, а недостатки — больше. Просто теперь перед вами стоит задача полководца — определить такую стратегию и тактику работы с ним, чтобы максимально помочь его развитию и обучению. Эта работа потребует немалых сил и времени. 3. Не все особенности развития предполагают необходимость воспитания и обучения в специализированном детском учреждении. Но большинство из них требует своевременного к себе внимания, так как эти особенности влияют на душевное и физическое самочувствие ребёнка, на успешность его развития и усвоения знаний. Например, никто не сомневается, насколько важно умение ребёнка сосредоточенно работать, не отвлекаясь от конечной цели своей деятельности. В значительной мере это умение является результатом воспитания — если ребёнок под руководством взрослого освоил действия с разными предметами, рисование, конструкторы, пластилин, то и в учебных занятиях он показывает способность сосредотачиваться, целенаправленно выполнять предложенное задание. Но бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции — несбалансированности основных мозговых процессов, которая проявляется в избыточной двигательной активности, неустойчивом внимании, недостаточной целенаправленности в действиях, повышенной утомляемости. 4. И при подготовке к школе, и при школьном обучении такие дети требуют особого внимания. В разные возрастные периоды на первый план выходят различные проявления мозговых дисфункций. До 3-4 лет могут обращать на себя внимание общая двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Ребёнок недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко задерживается — ребёнок позже начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Он может не проявлять интереса к чтению рассказов и сказок, к играм с кубиками, конструктором, к сюжетным играм; страдает плохим сном, склонностью к расстройствам пищеварения, аллергическим реакциям, потливостью, нарушением координации движений, двигательной неловкостью. С 4-5 лет на первый план выступают повышенная возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения, иногда двигательная расторможенность. Поведение ребёнка в детском саду вызывает нарекания, педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например на утренниках; отчётливой становится неустойчивость внимания, которая затрудняет усвоение новых знаний. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, давая им повод думать, что ребёнок может быть более быстрым и на занятиях. «На перемене носится как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», — сердится взрослый. Не зная, что детям с подобными нарушениями свойственны возбуждение и хаотичная активность в игре и замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности. Более отчётливыми в старшем дошкольном возрасте становятся неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за чего ребёнок позже овладевает умением застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники. К началу обучения в школе тревожащими проявлениями нередко оказываются неумение себя вести, непонимание правил поведения на занятиях, нежелание целенаправленно и сосредоточенно работать. Скудность речи, неумение связно рассказывать, искажение слов, их неправильное согласование в предложениях создают предпосылки для трудностей в освоении родного языка. Психологическое исследование показывает, что дети с мозговыми дисфункциями часто плохо ориентируются в пространстве (они путают правую и левую сторону, неправильно обозначают пространственные соотношения предметов, им трудно выполнить инструкцию на движение в заданном направлении). И слуховое и зрительное внимание у них ограничено, часто упускаются мелкие детали, особенно страдает внимание на фоне посторонних раздражителей. Переработка полученной информации идет более медленно, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится. Все это создает предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками (чтением, письмом, счётом) и нарушений поведения в школе. Переживающий свои неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей. Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие из них будут сглажены – и обучение станет более успешным. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу – как только будут выявлены. 5. Коррекция трудностей, возникающих у детей с мозговыми дисфункциями, включает и психолого-педагогические, и медицинские мероприятия. С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка. 6. Психолого-педагогическая помощь направлена на развитие целенаправленности, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, совершенствование точных движений. Формирование знаний и представлений, умения думать, обобщать, выделять главное неразрывно связано со стимуляцией речевого развития. Подход к ребёнку должен быть организован с учётом уровня его знаний, индивидуального темпа работы, работоспособности, особенностей поведения. Помните, попытки форсировать обучение с целью «наверстать», «догнать» сверстников за счёт обильных и интенсивных занятий, быстрого темпа обучения чаще всего дают отрицательный результат: утомлённый ребёнок, не понимающий, чего от него хотят, будет протестовать и огорчаться. · Хороших результатов можно добиться, лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, задерживаясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая в трудностях. · Вопрос о том, какой вид детского учреждения больше всего подходит ребёнку с явлениями минимальной мозговой дисфункции (ММД), решается индивидуально в каждом конкретном случае. При этом учитываются уровень его умственного развития, степень нарушения внимания, способность к сосредоточенной деятельности. Лучше всего это делать, проконсультировавшись со специалистами ПМПК. · Очень важно, к какому педагогу попадёт ребёнок, — от его отношения к ребёнку зависит отношение ребёнка к учёбе и к самому себе. Такие дети особенно трудны для педагога, т.к. постоянно требуют его внимания, мешают другим детям. Если педагог понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт с ребёнком и помочь ему. |
Рекомендации дефектолога родителям |
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией. 3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает». 5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. 6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д. 7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы. 8. Если ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день. 9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Катин мяч», «Круглый мяч» и т.д. 10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. |
Не забывайте: развивайте ребенка, играя с ним! Ваш ребенок самый замечательный! |
Как построить хорошие взаимоотношения с детьми |
Ребенок – это личность и необходимо уважать и любить его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение.
Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то можете воспользоваться следующими советами: |
1. Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.
2. Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место. 3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались. 4. Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение. 5. Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги. 6. Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе. 7. Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным, он легко превращается в лжеца. 8. Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество. 9. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас. 10. Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. 11. Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим. 12. Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо. 13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности попыток сравняться с вами. 14. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему. 15. Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он, ни на что не годен, то в будущем он, будет бояться что-то делать, даже зная, что это правильно. 16. Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом, он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. 17. Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже. 18. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз. 19. Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все, же забывается. А нагоняй, кажется, никогда. 20. Дайте ребенку почувствовать, что он родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка. 21. Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость. 23. Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию где-то на стороне. 24. Ребенок чувствует, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам. 25. Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет ваши другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике. 26. Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет. |
Помните! Ребенок поступает, делает, так как он видит! А не так как он слышит.
И сколько бы вы ему не говорили что это или то…, делать надо так…, он будет делать так, как делаете это вы… |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ |
Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Цель игр – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Игры в адаптационный период с детьми 1.5 – 3 лет. |
Игра «Ладушки»
Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям. — Ладушки, ладушки. (воспитатель показывает ладошки) Где были? — У бабушки! (вращает кистями) Испекла нам бабушка (хлопает в ладоши) Сладкие оладушки, Маслом поливала, Деток угощала. Коле два, Оле два, (раздает «оладушки» детям) Ване два, Тане два. Всем дала! (показывает в руках два «оладушка») Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками» это могут быть кольца от пирамидки, по два на каждого малыша. |
Игра «Нежно гладим мы зверят»
Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения: — Нежно гладим мы зверят, (ладошкой гладит игрушку 8 раз) И зверята не пищат. Попищим поскорей, (сжимает игрушку 8 раз)
|
Игра «Веселые платочки»
Для игры потребуется яркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези-отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей. Воспитатель обращает внимание на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками. Дети стоят «стойкой», держа в руке по платочку. Воспитатель поет и выполняет движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют. — Вот платочки хороши! (стоят на месте и протянув вперед руки, размахивает платочком) Мы попляшем, малыши. Ты, платочек аленький, покружись, (кружится, держа платочек в поднятой руке) Всем ребятам маленьким покажись. Я платочком помашу (взмахивает платочком, стоя на месте) И с платочком попляшу. Ты, платочек аленький, покружись, (кружится) Всем ребятам маленьким покажись. Нет платочков, ай-ай-ай. (прячет платочек за спину, поворачивая голову вправо-влево) Где платочки, угадай? Ты, платочек аленький, покружись, (кружится) Всем ребятам маленьким покажись. Вот платочки хороши! (идет к коробке, в которую кладет платочек) Поплясали малыши. И платочки сложим свои, Все умеют милые малыши. |
Игра «Заиньки»
Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков. – Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения! По лесной лужайке Разбежались зайки. (легкий бег) Вот какие зайки, Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки») Сели зайчики в кружок, (присели) Роют лапкой корешок (движение рукой) Вот какие зайки, Зайки-побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
|
Игра «Румяные щечки»
Ход игры: игра проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица. — Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши носик?. Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не названия, а назначение части лица и тела. — Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
|
Игра «Покажи картинку»
Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей. Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку. — Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все они разные. Саша покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша покажи куклу. И т. д. В этой игре можно подбирать картинки из разных темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько 2 – 3.
|
Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет. |
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. |
Игра «Иди ко мне»
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший! » Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел! » Игра повторяется. Пришел Петрушка Материал. Петрушка, погремушки. Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются. |
Игра «Выдувание мыльных пузырей»
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.) |
Игра «Хоровод»
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая: «Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов, Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились. БУХ!» При произнесении последней фразы оба «падают» на землю. Вариант игры: Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов, Водим, водим хоровод. Как заканчиваем круг, Дружно прыгаем мы вдруг. УХ! Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают. |
Игра «Покружимся?..»
Материал: Два игрушечных мишки. Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения. Я кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь. Быстро-быстро покружусь, Тихо-тихо покружусь, Я кружусь, кружусь, кружусь И на землю повалюсь! |
Игра «Прячем мишку»
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка? », ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку! » Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку. |
Игра «Поезд»
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы. Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми) Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки». |
Игра «Солнечные зайчики»
Материал. Маленькое зеркальце. Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе! По сигналу «Лови зайчика! » дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза. |
Игра с собачкой
Материал. Игрушечная собачка. Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит: Гав-гав! Кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу! Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо! » При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений. Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. |
Литература:
1.Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. 2.Давыдова О. И. Адаптационные группы в ДОУ: метод. пособие. |
ГОТОВИМСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ | |
1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад – это такой большой красивый дом куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки …и много интересных игрушек. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером (днем) заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного. А я расскажу тебе, что у меня интересного на работе.
2. Помогайте малышу освоить как можно больше навыков самообслуживания: кушать, одеваться, пользоваться горшком, убирать игрушки. 3. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло и он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии ребенка о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. 4. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. 5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях (можно в форме сказки), к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи «я хочу пить» и она нальет тебе воды». Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу «Воспитатель не может одеть сразу всех детей, тебе придется подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома с помощью игрушек. 6. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, делиться своими. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. |
|
Говорите с ребёнком о том, что он уже достаточно взрослый, чтобы посещать детский сад и, конечно, о том,что Вы очень любите его и верите в его силы и способности! | |
ИМИТАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Цель:
Развитие психомоторики и снятие эмоционально-мышечного напряжения. Задачи: 1. Развитие самосознания. 2. Развитие ориентировки в пространстве. 3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. 4. Развитие воображения и креативности. 5. Формирование чувства «опоры» и «границ». 6. Исследование психомоторных полей. 7. Гармонизация эмоциональной сферы.
|
|
Упражнение «Росток»
«Я предлагаю Вам превратиться в маленькие зёрнышки. Развеяло по земле осенью маленькие зёрнышки (Дети расходятся на расстояние вытянутых рук). Зёрнышки очень-очень маленькие и очень-очень твёрдые (дети как можно сильнее сжимаются в положении «зародыша» на ковре). Наступила зима, и зёрнышки тихо спят в тёплой мягкой почве, укрытой снежным покрывалом… Наступила весна. Пригрело солнышко, согрелась и земля, согревая и маленькие зёрнышки, они проснулись и стали немного мягче, начали просыпаться. Снег растаял, поливая наши зёрнышки долгожданной водичкой, от которой они стали мягче, расслабились и почувствовали в себе пробуждение новой жизни (Дети в прежней позе расслабляют мышцы и немного покачиваются). Напитываясь силами земли-матушки, наши зёрнышки потихоньку превращаются в маленькие росточки и замечают появление первых нежных маленьких листочков (садятся, выпрямляют спинку, складывают ладошки вместе). Росточек не торопится, он бережно относится к своему листочку, ведь такой листочек есть только у него, потихонечку он начинает тянуться к солнышку (Вытягивают руки со сложенными вместе ладошками вверх, затем встают).Выходя на поверхность, росточек распрямляет свой окрепший ствол и укрепляет свои корни (Дети находят для ступней наиболее устойчивое положение). Проверив, что корни стоят достаточно крепко, наше деревце начинает вытягивать свои веточки к солнышку … и в стороны (Вытягиваем руки как можно выше и в стороны).Питаясь от матушки — земли, согретое лучами солнца, деревце, осматриваясь по сторонам, любуется окружающим миром и другими деревьями и, раскачиваясь на ветру, танцует свой собственный танец, — так как нравится ему, как никто другой не сможет. Оно может сгибаться вперёд, наклоняться назад и в стороны, но не упадёт, потому что его корни очень крепко стоят на земле… И вот наши деревья со всей силы потянулись к солнышку: «Спасибо, ласковое солнышко!», затем склонились к матушке – земле: «Спасибо, земля – матушка!» Затем выпрямились и превратились в ребят, — сильных, здоровых, которые радуются солнышку и крепко стоят на своих ногах. |
|
Упражнение «Рыбки»
Дети превращаются в рыб и свободно передвигаются (плавают) по комнате под весёлую музыку. Через 1-2 минуты музыка выключается и звенит колокольчик. По звуку колокольчика дети ложатся на пол, закрывая руками глаза – «рыбки спрятались». Психолог покрывалом одного из ребят. Остальным предлагается угадать, кто спрятался. Игра продолжается 5-10 раз. По окончанию игры все дети ложатся на ковёр и отдыхают под спокойную классическую музыку (рыбки спят). |
|
Упражнение «Колобок»
В гости к ребятам приходит психолог с игрушкой — колобком. Колобок радуется тёплому приёму и предлагает послушать свою историю – знаменитую русскую сказку о колобке, в которой особенное внимание уделяется моменту приготовления колобка. Психолог показывает детям движения и звуки, имитирующие добавление ингредиентов в тесто и замешивание теста, а так же акцентирует внимание на том, что для того, чтобы колобок получился добрый да румяный, нужно лепить его добрыми руками.Затем колобок спрашивает: — Как вы считаете, почему же я получился такой добрый, да румяный?(Потому что лепили тебя добрыми руками.) — Ребята, хотите попробовать постряпать колобка своими руками?(Да.) — А руки – то у вас добрые?(Да.) — Тогда давайте попробуем. Дети садятся вокруг покрывала, который в данный момент превратился в печь для приготовления колобка. Выбирается один из ребят на роль колобка. Он садится в центр покрывала. Под руководством психолога дети начинают заводить тесто (всё делается добрыми руками). Они сыплют на счастливца воображаемые ингредиенты, а затем начинают «замешивать» его, одаривая тёплыми дружескими прикосновениями ладоней, приговаривая: «Будь колобок мал, да удал, здоров, да умён, красив и весел». Затем психолог объявляет, что пришла пора сажать колобка в печь, оборачивает ребёнка покрывалом (с его согласия можно даже с головой), и, с помощью тепла рук всех детей, колобок готовится в печи, наполняясь «силой, здоровьем, добротой и радостью». Затем, когда сам «колобок» говорит, что он уже испёкся, его разворачивают и, любуясь, удивляются, какой он получился сильный, красивый, здоровый и радостный. Желательно, чтобы в роли колобка побывали все дети группы. |
|
Упражнение «Порошок радости»
Психолог превращается в фею, которая с помощью волшебного порошка может насылать на ребят различные чувства, которые они проживают. Дети импровизируют под музыку разной эмоциональной окраски. Необходимо задавать не только базовые, но и более сложные социальные эмоции. Завершить рекомендуется чувством радости и любви. |
|
Упражнение «Наполнение силой»
Психолог предлагает детям поиграть в Илью Муромца, который сначала был совсем ослабленный, а потом, напитавшись силой всех рек Руси, стал самым сильным из богатырей русских. Под спокойную классическую музыку дети ложатся на ковёр. Сначала психолог проговаривает, диктует детям расслабление всех частей тела, а затем музыка становится чуть более динамичной и части тела «наполняются силой». Начинать расслабление необходимо с конечностей, продвигаясь к голове. «Наполнение силой» напротив, начинается с головы и, дойдя до ног, дети встают на ноги, открывают глаза, поднимают руки вверх, «тянутся к солнышку», затем опускают руки до пола, повторяя за психологом: «Спасибо тебе, природа – матушка!» |
|
Упражнение «Граница»
«Ребята, давайте вспомним сказку о внутреннем государстве. Есть в той стране правитель, есть и слуги: Радость, Доброта, Искренность, Честность, Щедрость; есть и другие – Злоба, Ложь, Жадность. Как вы думаете, кого добрый правитель поставит на заставу? (Доброту, Радость, Честность, Щедрость.) Действительно, чтобы у человека было спокойное, радостное настроение, на заставе должны быть радость и доброта. Но порой, человека охватывает злоба. Это Злоба не просто даёт отпор вашему обидчику, возвращаясь затем в свой домик отдыхать до следующей надобности, а Злоба говорит: «Я такая сильная. Это я должна управлять государством», и нападает на Доброту, пытаясь выгнать её с заставы. Задача же Доброты удержаться на заставе, оставаясь при этом доброй. Далее детям предлагается разделиться на две команды: команда Злобы и команда Доброты. На полу обозначается граница (с помощью верёвки) заставы. Под музыку дети импровизируют: Злые подходят к границе и выражают злобу, гнев, «пытаясь напугать и разозлить» Добрых, которые стараются оставаться добрыми и радостными. Необходимо дать возможность детям побывать в обеих ролях. |
|
Упражнение «Тропинка медленного превращения»
На полу по прямой линии раскладывается верёвка (ковровая или иная дорожка) длиной 3-5 м. Психолог объясняет детям, что это тропинка медленного превращения, и у неё есть два конца: на одном – зло, а на другом добро. Когда встаёшь на «злой» конец, то сразу начинаешь сердиться (психолог встаёт на «злой» конец тропинки, имитируя сердитое выражение лица, сжимая кулаки, можно даже порычать). Затем делаешь шаг в сторону добра, и твои кулаки потихоньку расслабляются, ты ещё по-прежнему сердит, но уже не так сильно. Шагаешь дальше, и становишься всё добрее и добрее. Психолог предлагает детям попробовать превращаться медленно из злого человека в доброго. При этом дети шагают по одному, а психолог спрашивает у каждого ребёнка, насколько он испытывает злость, как ему это нравится, приятно ли ему. Задача психолога дать почувствовать и осознать детям, что злиться — не очень приятно, и возможно произвольно «превращать» свои эмоции. |
Информация для родителей