С 10 по 20 марта в школе был организован и проведен ряд мероприятий, направленных на правовое воспитание обучающихся, на развитие норм толерантности поведения, противодействия идеологии терроризма, различным видам экстремизма.
При проведении декады правовых знаний были охвачены все классы и привлечены все педагоги нашей школы. Конечно, классные часы в школе проводятся каждую неделю, но в этот период в классах говорили в первую очередь о правах человека. Ученики говорили о своих правах и обязанностях, обсуждали статьи законов, разбирали правовые задачи, говорили о толерантности.
10 марта прошла встреча школьников с начальником пункта полиции, майором полиции Токариковым С.Н. На встрече ребятам была показана и обсуждена презентация по терроризму и экстремизму. Также до школьников была доведена информация профилактического характера, в частности, о том, к чему приводит совершение правонарушений. Были обсуждены такие вопросы, как понятие «преступления», разъяснено ребятам о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность. Разъяснены обязанности по соблюдению Закона и прав других людей.
Мероприятия для начальных классов носили познавательный характер. Это были тематические классные часы на тему: «Права ребёнка – твои права». Их целью было формирование навыков правильного поведения в школе и дома, в общественных местах и на улице.
При разработке сценариев мероприятий для младших классов было обращено внимание на то, что дети получают свои первые представления о правах человека и ценностях человеческой жизни, у них формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице. Поэтому предпочтение отдавалось игровым и конкурсным технологиям для работы с ребятами.
В 1 классе — (классный руководитель Сергеева О.А.) прошла Игра – викторина «Страна правовых знаний». Ребята узнали о Конвенции по правам ребенка и с большим интересом обсуждали, какие права у героев из известных сказок были нарушены; отвечали на вопрос — О каких правах идет речь, прослушав отрывки песен; отгадывали загадки и пословицы правоведческой тематики.
Для ребят 3 и 4 класса (классные руководители Лащенова Н.В., Луцик З.Н.) 15 марта проведена интерактивная игра «Ребенок в правовом государстве»
В начале мероприятия ребята вспомнили свои права и обязанности, познакомились с главным документом – Конвенцией о правах ребенка, а затем приняли участие в интерактивной игре, которая состояла из нескольких категорий: «Права», «Семья», «Даты», «УК» и «Помоги герою сказок». Все вопросы, на которые ребята отвечали, так или иначе были связаны с правами детей. Школьники активно включились в игру и старались заработать для своей команды как можно больше баллов. Разрыв в баллах получился небольшой, это говорит о том, что наши дети знают свои права. В результате игры I место заняла команда «Российская Федерация» на втором месте команда «КоПР». Победители были награждены сладкими призами.
Мероприятия для обучающихся классов средней школы призваны были продолжить работу по формированию правовой культуры, развитию навыков правомерного поведения и повышению ответственности на основе знаний своих прав и обязанностей.
«Прогулка по Правограду», так назывался тематический классный час семиклассников (классный руководитель Преснякова О.А.)
Во время классного часа были рассмотрены права детей, записанные в Конвенции о правах ребёнка и законодательных актах Российской Федерации и во Всеобщей декларации прав человека, обсуждали жизненные ситуации, в которые попадают знакомые ребятам сказочные и литературные герои, чьи права оказались нарушенными с точки зрения международного права. Во время мероприятия обучающиеся получили возможность ознакомиться с конкретными материалами: извлечения из Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального Кодекса РФ, Кодекса об административных нарушениях, Семейного кодекса РФ, через всевозможные беседы, беседы-размышления. Всё это призвано убедить обучающихся в неминуемом наказании за проступки или преступления.
В 9 классе (классный руководитель Носова Л.Н) прошла правовая игра «Закон для нас». Цель игры — формирование компетенций, достаточных для защиты прав, уважение к правам человека и исполнение своих обязанностей. В информационной части мероприятия с ребятами была проведена беседа на тему «Права человека, его обязанности», также активизировали знания с ребятами по уставу школы. Игра состояла из ряда интеллектуальных заданий, где ребята выполняли задания в группе — соотносили ситуации с нарушениями, квалифицировали ситуации. Мероприятие не оставило равнодушных, оно заставило ребят размышлять о ценностях, которые формируют человека, как всестороннюю развитую личность.
Для формирование у старшеклассников гражданской идентичности посредством изучения Конституции России, а также на понимания роли и значения Конституции и государственных символов в жизни гражданина и страны, с ребятами 5-8 классов учителем истории (Панченко Е.В.) проведена викторина «Конституция – основной закон государства», а для учащихся 9-11 классов «Правовой турнир».
В 8 классе (классный руководитель Морозова О.В.) прошла беседа – практикум «Права и обязанности », цель которой — на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях детей. В заключение мероприятия ребята изготовили буклет «Права и обязанности» для своих подшефных – учащихся 4 класса.
В библиотеке были организованы выставки, где ребята могли самостоятельно познакомиться с Конституцией РФ, «Конвенций о правах ребенка» и другой литературой по правам человека.
В рамках проводимой декады Социальный педагог (Панасюк О.Н) с членами Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и классными руководителями провели рейды в семьи обучающихся, находящихся в СОП, состоящих на внутришкольном учете, а также в семьи, находящиеся в СОП и семьи, состоящие на внутришкольном учете. С несовершеннолетними и их родителями были проведены индивидуальные профилактические мероприятия: «В мире прав и обязанностей», «Что такое хорошо, и что такое плохо?», направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, на воспитание у несовершеннолетних уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно – правовым нормам, развитие интереса к правам человека среди несовершеннолетних.
С родителями проведена индивидуальная профилактическая работа об ответственном исполнении обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию своих детей. Им были вручены памятки об ответственности за воспитание детей.
Для семей, состоящих на внутришкольном учете, находящихся в СОП был проведен Совет профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Ответственность родителей за времяпровождение детей в каникулярный период».
Мероприятие было направлено на формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своих детей, и прошло в форме практикума.
Родители активно обсуждали правила безопасности, при соблюдении которых их дети проведут замечательно весенние каникулы, их жизни и здоровью ничего не будет угрожать! Родителям были вручены памятки, с подробными рекомендациями, что им выполнять, чтобы их дети хорошо отдыхали и не совершали противоправных действий!
На протяжении декады правовых знаний в кабинете социального педагога, педагога – психолога можно было получить консультацию по волнующим вопросам прав детей и родителей, о социальных льготах, индивидуальную консультацию по результатам диагностики профессиональных склонностей и личностных качеств.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер. И подобные мероприятия, несомненно, позволяют повысить уровень правовой грамотности подрастающего поколения, воспитывают его в духе уважения к закону, что положительно сказывается на снижении уровня правонарушений в детской и подростковой среде.